Все, что вы хотели знать о джиттере, но боялись спросить…

Когда я начинал писать эту статью, то наивно полагал, что смогу изложить все, что вам когда-либо понадобится знать о джиттере, но оказалось, что это явление сложнее всего поддается объяснению, в отличие от всего, о чем я когда-либо писал. Эта статья постоянно совершенствуется. Некоторые вопросы, поставленные в ней, разъясняются в разделе писем.
Понятие джиттер настолько неправильно истолковывается звукорежиссерами и аудиофилами, что мы решили посвятить этой теме отдельный раздел. Все цифровые устройства, имеющие вход и выход, могут привносить в сигнал джиттер. К примеру, конвертер форматов FCN-1 Digital Domain вносит в сигнал небольшое количество джиттера (около 200 ps RMS). Хорошо ли это? Плохо ли это? К каким слышимым изменениям это приводит? Мы попытаемся ответить на эти и другие важные вопросы в данном разделе.
Что такое джиттер?
Джиттер (дрожание) – это ошибка временной развертки. Она вызвана изменением времени задержек сигнала в цепи соединений между компонентами. Две самые распространенные причины джиттера – это плохо сконструированные системы фазовой автоподстройки частоты (ФАПЧ), и искажения формы сигнала из-за рассогласования сопротивлений и/или отражений в сигнальной цепи.
Искажения временной развертки могут возникать из-за искажения формы сигнала следующим образом:

Верхняя форма сигнала представляет собой теоретически безупречный цифровой сигнал. Его значение равно 101010. Оно передается через равные промежутки времени, что выражается в равномерно расположенных вертикальных линиях. Когда такой сигнал проходит через длинные кабели с неправильным сопротивлением, или когда импеданс источника не отвечает установленной нагрузке, квадраты скругляются, быстрые подъемы становятся медленными, а отражения в кабеле могут привести к неправильному отображению реальной нулевой точки сигнала. На второй форме сигнала показаны несколько вариантов возможного искажения первой формы; в зависимости от серьезности искажений, можно увидеть треугольник, квадрат со “звоном”, либо просто сглаженные углы. Обратите внимание на то, что новые переходы (измеренные по нулевой линии) во второй форме происходят через неравные отрезки времени. Однако несмотря на это, числовое значение второй формы сигнала составляет те же 101010! Чтобы значение формы сигнала было считано неверно, требуются очень серьезные искажения, которые обычно проявляются в виде слышимых ошибок – щелчков. Если вы слышите щелчки, тогда вам действительно есть о чем беспокоиться.
Если численное значение формы сигнала не изменилось, зачем тогда волноваться? Давайте перефразируем этот вопрос: “когда (а не почему) стоит волноваться?” Ответ – практически никогда. Единственное проявление искажений временной развертки происходит при прослушивании, они не влияют ни на копирование пленки, ни на любую передачу данных в цифровой форме (до тех пор, пока джиттер не возрастет настолько, что не позволит считывать данные. Сильный джиттер может привести к щелчкам или сбоям на входе и выходе цепи). Типичный цифро-аналоговый преобразователь настраивает свой системный тактовый генератор (который управляет поддержанием частоты в цепи) по входящему цифровому сигналу. Если этот генератор нестабилен, то преобразование сигнала из цифрового в аналоговый будет происходит в неправильные моменты времени. Слышимое влияние джиттера – возможная потеря разрешения на низких уровнях, вызванная добавленным шумом, случайными (фантомными) звуками, или искажениями, привнесенными в сигнал.
После правильного мастеринга 16-битная запись может иметь динамический диапазон свыше 120 дБ; цифро-аналоговый преобразователь с подверженным джиттеру генератором способен сузить его до 100 дБ и меньше, в зависимости от величины джиттера. Я провел эксперименты по прослушиванию музыкального материала аудиофильского качества, записанного при помощи 20-разрядного аналогово-цифрового преобразователя (пересчитанного в 16 бит в АЦП). Слышимые результаты прохождения этого сигнала через процессоры, обрезающие сигнал на -110, -105, или -96 дБ заключались в следующем: повышение “зернистости”, рассогласование звучания инструментов, потеря четкости, сужение звуковой сцены; заметная потеря уровня, побуждающая слушателя увеличить громкость, несмотря на адекватное воспроизведение высоких уровней сигнала. Вопреки предположениям, эти изменения слышны даже на громкости, ниже нормальной (что говорит о том, что фоновые сигналы низкого уровня очень важны для качественного воспроизведения). Идентичное снижение качества наблюдалась и при наличии джиттера. Однако потери из-за джиттера более тонкие, и, в основном, они слышны на аудиофильских цифро-аналоговых преобразователях высшего класса.
Джиттер и интерфейс AES/EBU:
В интерфейсе AES/EBU (и S/PDIF) передается встроенный синхронизирующий сигнал. Разработчики этого интерфейса не предполагали, что это может вызывать небольшой уровень джиттера из-за природы заголовка в сигнале AES/EBU. Результат – программно-зависимый джиттер небольшой величины, часто звучащий как интермодуляция, высокочастотный шум (edge), добавленный к музыке. Для снижения этого эффекта при прослушивании, необходимо использовать цифро-аналоговый преобразователь с высокой степенью внутреннего подавления джиттера. Также помогает использование внешнего устройства, подавляющего джиттер, которое удаляет сигнал субкода (содержащий время суток, ID начала и т.д.).
В SDIF-2 (Sony Digital Interface-2) для синхронизирующего сигнала используется отдельный кабель, и поэтому этот интерфейс не подвержен программно-зависимому джиттеру. Однако для снижения джиттера важно также качество систем ФАПЧ, используемых для распознавания тактового сигнала SDIF-2. Намного проще изготовить систему ФАПЧ с низким джиттером для тактового сигнала, чем для сигнала AES/EBU..
Накапливается ли джиттер? Как насчет моих копий?
Рассмотрим цепь записи, состоящую из аналогово-цифрового преобразователя, FCN-1, магнитофона DAT и, наконец, цифро-аналогового преобразователя. Во время записи джиттер, который вы слышите, зависит от способности последней системы ФАПЧ в этой цепи (при цифро-аналоговом преобразовании) снижать накопленный джиттер предыдущих элементов цепи. Ошибка временной развертки при цифро-аналоговом преобразовании – это сложная совокупность ошибок временной развертки во всех предшествующих устройствах, включая их способность подавлять джиттер на входе, а также способность цифро-аналогового преобразователя подавлять любой поступающий в него джиттер. При записи в цепи имеются три системы ФАПЧ: в FCN-1, в магнитофоне, и в цифро-аналоговом преобразователе. Каждая система ФАПЧ имеет собственные характеристики, многие хорошие системы ФАПЧ действительно снижают входящий джиттер, а некоторые имеют высокий остаточный джиттер. Очевидно, что при воспроизведении вы услышите гораздо меньший джиттер (более высокое разрешение сигналов низкого уровня, более чистые высокие частоты) поскольку в цифровой цепи между воспроизводящей декой и цифро-аналоговым преобразователем будет присутствовать только одна система ФАПЧ. Иначе говоря, звук при воспроизведении будет лучше, чем звук при мониторинге записи!
Джиттер и аналогово-цифровые преобразователи:
Аналогово-цифровые преобразователи (АЦП) – одни из самых критичных аудиокомпонентов, чувствительных к джиттеру, в особенности конвертеры, выключающие слова большой длины (например, 20-битные). Задающий генератор, управляющий аналогово-цифровым преобразователем должен быть чрезвычайно стабильным. Подверженный джиттеру задающий генератор в аналогово-цифровом преобразователе может вызвать необратимые искажения и/или шум, от которых нельзя будет избавиться на следующих ступенях цепи. АЦП может работать на внутренней и внешней синхронизации. При внешней синхронизации задающий генератор АЦП управляется системой ФАПЧ, которая может иметь более высокий остаточный джиттер, чем тактовый генератор. Вот почему я рекомендую по возможности работать с АЦП со внутренней синхронизацией, кроме случаев, когда вы синхронизируете АЦП с видео или с другим АЦП (в многоканальной установке). Если вам приходится использовать внешнюю синхронизацию, то используйте наиболее стабильный внешний источник из возможных (предпочтительно, видео или тактовый сигнал AES/EBU), и попробуйте убедиться в том, что конструкторы АЦП использовали ультра-стабильную систему фазовой подстройки частоты (ФАПЧ).
Джиттер и процессоры на основе DSP:
Большая часть программного обеспечения, основанного на DSP, работает в качестве “конечного автомата”. Другими словами, результат на выходе на основе последовательного сэмплирования полностью предсказуем по таблице значений входящих сэмплов. Равномерность (или неравномерность) входящей тактовой частоты не влияет на данные на выходе. Если фазовая автоподстройка частоты системы может отслеживать изменения, то можно быстро или медленно изменять тактовую частоту, и хранить данные на DAT, и в конечном, результате, вы получите одни и те же данные.
В число исключений из стабильных процессоров DSP входят асинхронные преобразователи частоты дискретизации, которые позволяют отслеживать изменения поступающей частоты дискретизации, и генерировать новую исходящую частоту дискретизации. Такие устройства не являются “конечными автоматами”, и джиттер на входе может повлиять на значение данных на выходе. Мне известны и другие процессоры DSP, использующие “время” в качестве переменной, однако они настолько редко встречаются, что бОльшая часть обычных процессоров DSP (изменение коэффициента усиления, эквализация, ограничение, сжатие и т.д.) может рассматриваться как “конечный автомат”.
Поэтому, что касается целостности данных, я не сталкивался ни с какими проблемами при использовании цепи цифровых устройств с джиттером (или без него) для обработки цифрового аудио до тех пор, пока цифровое устройство имеет высокую целостность кодирования DSP (проходит тест на “прозрачность для аудио”).
Почему внутренним компьютерным картам присущ такой большой джиттер? Влияет ли это на работу с ними?
БОльшей части компьютерных цифровых звуковых карт присущ весьма большой джиттер, что делает прослушивание через них сомнительным удовольствием. Очень трудно сконструировать компьютерную карту с чистым тактом – из-за заземления и загрязненного питания, а также близости других тактовых генераторов на материнской плате компьютера. Слушатель может прийти к заключению о том, что определенный основанный на DSP процессор уменьшает ширину и глубину звуковой сцены, разрешение на низких уровнях, а также обладает прочими симптомами, тогда как в действительности проблема заключается в системе ФАПЧ на входе процессора, которой присущ джиттер, а не в самом процессоре. Поэтому, всегда с осторожностью давайте оценки процессорам DSP в условиях небольшого джиттера, что означает размещение высококачественных аппаратов понижения джиттера во всей сигнальной цепи, в особенности перед (и внутри) цифро-аналоговым преобразователем. Новая система USP от Sonic Solutions имеет очень низкий джиттер, поскольку ее генераторы размещены в изолированных и хорошо сконструированных внешних отсеках I/O.
Джиттер и цифровые копии.
Дело в воспроизведении, а не в передаче данных.
Многие хорошо известные устройства имеют на выходе высокий уровень джиттера, в особенности магнитофоны DAT. Однако, в большинстве случаев передачи цифровых данных, джиттер, как правило, не влияет на конечный результат. Я говорю “как правило”, поскольку хороший ученый всегда оставляет немного места для сомнений перед лицом эмпирического свидетельства (прослушивания), и я действительно выявил некоторые слышимые исключения (см. ниже). До тех пор, пока не будет возможности измерить джиттер при помощи широко доступного измерительного оборудования высокого разрешения, и до тех пор, пока мы не сможем адекватно соотносить измеренный джиттер с результатами прослушивания, я оставляю место для сомнений.
При воспроизведении с магнитофона DAT звучание обычно лучше, чем при записи на него, поскольку в первом случае меньше джиттер. Помните, что магнитофон DAT при воспроизведении извлекает числа из внутренней оперативной буферной памяти, которая связана с его внутренним тактовым генератором. При записи (через цифровой вход) магнитофон DAT связан с источником через (имеющую относительно высокий джиттер) систему ФАПЧ. Как показано на вышеприведенном рисунке, цифры пока еще записываются на пленку правильно, хотя на входе в сигнале присутствовал джиттер. Тем не менее, при воспроизведении ошибка временной развертки становится несущественной, поскольку частота пересинхронизируется магнитофоном DAT! Мне не приходилось видеть свидетельства того, что джиттер накапливается при нескольких цифровых копированиях. Действительно, компакт-диск, изготовленный с мастер-ленты DAT обычно звучит лучше, чем DAT… поскольку CD обычно воспроизводится с большей стабильностью передачи данных, чем лента на магнитофоне DAT. Трудно поверить в то, что копия может звучать лучше оригинала, но это один из ключей к пониманию странного явления под названием Цифровое Аудио.
Когда копия звучит по-другому, чем оригинал, это раздражает, поэтому я провел несколько опытов, чтобы попытаться выяснить, накапливается ли джиттер. Думаю, что я доказал и приемлемо обосновал тот факт, что в большинстве случаев джиттер не накапливается при нескольких перезаписях, и что пропускание источников с джиттером через носитель для хранения (такой, как жесткий диск), приводит к существенному снижению джиттера в исходном результате (например, записанном CD-R).
Вот два из проведенных мною опытов (два из многих):
Опыт #1. Я изготовил 99-ю последовательную копию с первой копии тестового диска Chesky Records. Если бы джиттер накапливался, то 99-я копия звучала бы очень плохо, верно? Так вот, большая часть из слушавших этот CD, не могла найти разницу, и имеются основания сомневаться в том, что она существует. Довольно трудно опровергнуть опыт с прослушиванием 99-й последовательной копии!
Опыт #2. Я изготовил особый тактовый генератор, и разместил его в магнитофоне DAT. Я умышленно увеличил джиттер этого тактового генератора до такой степени, чтобы копирующий магнитофон DAT с трудом мог синхронизироваться с сигналом из магнитофона-источника, обладающего джиттером. Звук, исходящий из цифро-аналогового преобразователя копирующего магнитофона DAT был совершенно искаженным, слушать его быть невозможно. Однако, при воспроизведении в копии вообще не было заметно слышимых искажений!
Это два полученных опытным путем доказательства уже хорошо понимаемой цифровой “аксиомы”, гласящей, что процесс загрузки и хранения цифровых данных на носителе эффективно (или фактически) удаляет слышимый входящий джиттер.
Ухудшается ли звучание источника при копировании на жесткий диск?
Приведет ли копирование с источника, содержащего джиттер на жесткий диск, и последующее создание с жесткого диска CD-R к CD-R, содержащему джиттер? На основании личного опыта прослушивания, я не могу прийти к такому выводу. В большинстве случаев полученный CD-R звучит лучше, чем источник, воспроизводимый с жесткого диска! Я допускаю, что прослушивание “деградировавших” источников расстраивает, и не знаю как он будет звучать до тех пор, пока вы не воспроизвели полученный CD-R.
Обратите внимание на то, что я проводил все мои опыты по прослушиванию на Digital Domain через один и тот же цифро-аналоговый преобразователь, а перед этим преобразователем находилось очень мощное устройство подавления джиттера. К моему удивлению, мне удавалось при этом слышать некоторые отличия в качестве звучания источника в зависимости от того, слушаю ли я жесткий диск, CD-R, 20-битную запись на пленке или DAT. Слух – это невероятно мощный “детектор джиттера”!
Викторина: Можно ли составить цифровую цепь из двух или более магнитофонов DAT, включенных на запись? Ответ: При записи вы услышите небольшую потерю разрешения из-за увеличения джиттера. Однако, накопленный в цепи джиттер будет снижен при воспроизведении. Однако мы не советуем составлять такие цепи; безопаснее использовать распределяющий усилитель (такой, как FCN-1) для передачи сигнала на несколько магнитофонов, поскольку при этом в случае неисправности одного магнитофона или кабеля, эта неисправность не отразиться на прочих магнитофонах.
Могут ли компакт-диски содержать джиттер?
Когда я только начинал работать в этом бизнесе, я сомневался, что между двумя содержащими одни и те же данные CD может быть слышимая разница. Но со временем я научился слышать тонкие (но важные) звуковые отличия между CD, содержащими джиттер (и CD, содержащими меньший уровень джиттера). На эти поиски меня подвиг тот факт, что отпечатанные CD часто звучали хуже (по ширине звуковой сцены, ее глубине, разрешению, чистоте звука, другим моментам) по сравнению с CD-R-мастером, с которого они были изготовлены. Ко мне приходили клиенты, музыканты с системами стоимостью от $1000 до $50,000, с жалобами на слышимые отличия, которых по традиционной научной теории существовать не должно. Но чем пристальнее мы всматриваемся в явление джиттера, тем лучше понимаем, что даже минутный джиттер проявляется на слух, несмотря на встроенный в каждый проигрыватель CD буфер FIFO (First in, First Out).
CD-R, записанные на разных типах аппаратов для меня звучат по-разному. Стационарный CD-рекордер AES-EBU выдает диски, звучащие хуже по сравнению с компьютерным CD-рекордером на SCSI. Это становится понятным, если вам известно, что рекордер на основе SCSI использует кварцевый задающий тактовый генератор. Всякий раз при уменьшении количества данных в его буфере, такой рекордер запрашивает данные с исходного компьютера через шину SCSI, и, поэтому, он независим от стабильности частоты компьютера. Стационарный CD-рекордер, напротив, работает точно так же, как и магнитофон DAT; он подстраивает свой тактовый генератор под содержащий джиттер тактовый сигнал в сигнале AES/EBU. Не важно, насколько эффективна система ФАПЧ рекордера, поскольку она никогда не может быть так же эффективна, как хорошо сконструированный кварцевый тактовый генератор.
Я также заметил, что копия, записанная на 4х скорости на компьютерном SCSI CD рекордере звучит хуже, чем записанная на двойной скорости, а последняя, в свою очередь, звучит хуже, чем копия, записанная на 1х скорости.
Звучит ли копия CD, изготовленная с содержащего джиттер источника, лучше, чем изготовленная с чистого источника? Я так не думаю; я считаю, что качество копии зависит исключительно от синхронизации и механики, задействованной при передаче данных. В этой области будут проведены дальнейшие исследования.
Дэвид Смит (из Sony Music) первый указал мне на то, что конструкция источника питания сильно влияет на джиттер в CD проигрывателе, CD рекордере, или в аппарате для производства матрицы. Несмотря на то, что FIFO предназначен для устранения всего поступающего джиттера, похоже, что с этой задачей он не справляется. Одна из теорий, выдвинутых Дэвидом, заключается в следующем. Кварцевый генератор на выходе FIFO получает питание от того же источника питания, что и вход FIFO. Таким образом, изменения нагрузки на входе FIFO тончайшим образом (microcosmically) передаются на выход FIFO через источник питания. Имея в виду минутные явления джиттера, которые воспринимаются слухом, очень тяжело спроектировать систему питания/заземления, которая бы эффективно защищала от джиттера критичные компоненты. Кварцевые генераторы и системы фазовой автоподстройки частоты (ФАПЧ) должны питаться от независимых источников, возможно, даже батарей. Необходимо провести еще множество исследований; одна из трудностей при этом заключается в том, чтобы найти измерительные инструменты, способные изменять очень низкие уровни джиттера. До тех пор, пока есть возможность соотносить измерения джиттера с прослушиванием, уши остаются последней инстанцией. Существует, однако, и другое препятствие в создании хорошей “анти-джиттерной” конструкции – это инженеры, которые не слушают (или не будут слушать). Доказательство тому – перед вашими ушами!
Дэвид Смит также обнаружил, что использование устройства пересинхронизации в процессе изготовления стеклянного мастера определенно улучшает звучание штампованных CD.
Попутный вопрос: Если вы используете хорошее устройство пересинхронизации при заключительном перегоне на стеклянный мастер, устраняет ли это весь джиттер предыдущего источника (или источников), использованных в премастеринге 1630? Ответ: Мы пока не уверены!
Опыты с прослушиванием: Я принял участие в нескольких “слепых” (и “слепых” вдвойне) прослушиваниях, которые ясно показали, что CD, отпечатанный с источника, содержащего джиттер, звучит хуже, чем CD, изготовленный с источника, содержащего более низкий уровень джиттера. В одном из этих опытов фабрика CD отпечатала несколько тестовых CD, помеченных просто “A” или “B”. Никто за пределами завода не знал, что есть диск “A”, а что – “B”. Все слушатели предпочли диск, маркированный как “A”, как более близкий к мастеру, и звучащий лучше, чем “B”. Чтобы не интриговать вас и дальше, сообщаю, что диск “A” был отпечатан с мастера, подготовленного на PCM-1630, диск “B” – с CD-R.
Вниманию фабрик CD—новое решение проблемы джиттера от Sony: В ответ на давление клиентов, связанных с музыкой, а также признавая, что джиттер действительно является значительной проблемой, Sony Corporation предложила улучшить качество мастеринга стеклянного мастера. Результатом разработок стала новая система под названием (предварительно) The Ultimate Cutter. Система может быть установлена на любую систему мастеринга фабрики CD за приблизительно $100,000. Система Ultimate Cutter оснащена 2 гигабайтами флэш-ОЗУ, и очень стабильным тактовым генератором. Она спроектирована для устранения множественных влияющих друг на друга тактовых сигналов, а также механической нестабильности традиционных систем, использующих в качестве источников 1630, Exabyte, или CD ROM. Сначала данные передаются с CD-мастера в ОЗУ резака, а затем все вносящие помехи источники могут быть отключены, а стеклянный мастер будет нарезан со стабильной частотой непосредственно из ОЗУ. Эта система в настоящее время испытывается, и я ожидаю услышать слышимые результаты.
Можно ли удалить или снизить джиттер в цепи?
К счастью, да. Сейчас можно приобрести несколько моделей доработанных цифро-аналоговых преобразователей, содержащих цепи подавления джиттера. Некоторые из них используют кварцевый генератор с регулируемой частотой для усреднения изменений временной развертки в источнике. В сущности, сигнал, управляющий цифро-аналоговым преобразователем становится стабильным кристаллом, стойким к пико- или наносекундным колебаниям временной развертки в источниках с джиттером.
Это особенно важно для профессионалов, которым приходится оценивать цифровое аудио при записи, возможно, на конце цепи нескольких систем фазовой автоподстройки частоты. Когда-нибудь все цифро-аналоговые преобразователи будут содержать очень эффективные цепи снижения джиттера.
Хороший джиттер против плохого джиттера
Уровень джиттера определяется тем, насколько далеко сдвигается время. По первоначальным оценкам, допустимый уровень джиттера в аналогово-цифровых и цифро-аналоговых преобразователях составляет от около 100 до 200 пикосекунд (pS). Однако исследования в области преобразователей передискретизации выявили большую необходимость поддержания джиттера на уровне ниже 10 pS. Для цифро-аналоговых преобразователей уровень джиттера в действительности менее важен, чем тип джиттера, поскольку некоторые типы джиттера на слух более терпимы, нежели прочие. (Повторю: джиттер не влияет на копирование с цифрового источника на цифровой аппарат, он влияет только на цифро-аналоговый преобразователь в цепи прослушивания).
Существует три различных “типа” джиттера:
Изменения во временной развертке, которые определяются как джиттер, равномерны и периодичны (возможно, синусоидальны)
Изменения случайны (взаимно не связаны, белый шум)
Изменения относятся к цифровому аудио сигналу
Джиттер может представлять собой также сочетание перечисленных трех типов.
Периодические колебания во временной развертке (#1) могут вызывать появление паразитных призвуков на низких уровнях, не позволяя услышать критические спады звучания, и, тем самым, сужают динамический диапазон записи. Часто этот тип джиттера порождается утечкой тактового сигнала. Он аналогичен детонационным искажениям в аналоговых магнитофонах.
С другой стороны, Гауссов, или случайный джиттер (#2, обычно вызванный хорошо работающей системой фазовой автоподстройки частоты, случайным образом колеблющейся около номинальной тактовой частоты) – это наименее слышимый тип. Кроме привнесения некоторого дополнительного шума на высоких частотах, гауссов джиттер добавляет немного шипения на самых низких уровнях, и может маскировать (или не маскировать) музыкальный материал с низким уровнем. Иногда этот тип джиттера может привносить в звучание “дымку”. Этот эффект непостоянен (в отличие от dither, который, как правило, постоянен), и устраняется соответствующей пересинхронизирующей цепью в цифро-аналоговом преобразователе.
И, наконец, изменения временной развертки, относящиеся к цифровому аудио сигналу (#3), привносят своего рода интермодуляционные искажения, которые могут звучать совершенно уродливо.

Боб Кац

Перевод Олег Нечай

7 comments for “Все, что вы хотели знать о джиттере, но боялись спросить…

    --->
  1. Здарвствуйте, при тесте интернета на оф сайте АКАДО результаты были положительные, за исключением джиттера(2400), возможно ли, что тормозит интернет из-за этого? как решить проблему, может быть из-за роутера?

  2. Вот почему на некоторых компьютерах виндовс тормозит. Во всем виноват джиттер! ахахаха!!!

  3. Возможно, все это будет видно на осциллографе, но как мне кажется, при проигрывании любых дисков с достаточно сложной музыкой на обычной даже достаточно продвинутой аппаратуре джиттер акустических колонок сожрёт все мелочи, связанные с АЦП, кабелями и прочими источниками, поскольку он на порядки больше.

  4. Не утверждаю окончательно и не касаюсь стадии производства дисков, но мне кажется, что проблема джиттера в CD проигрывателях слишком преувеличена и отчасти носит маркетинговый характер. Электромеханические характеристики даже весьма дорогой акустики таковы, что способны поглотить любые огрехи (и джиттер в том числе) проигрывающих компонентов даже бюджетного уровня. Главное, чтобы качество самого носителя было на должном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *