Часто приходится слышать эквализация баса, эквализация инструментов, эквализация вокала. Опытный человек не задает себе вопрос, как настроить эквалайзер, он слушает звук и понимает, как его сделать лучше. Ну если не лучше, то уж точно как при помощи эквалайзера убрать помехи.
Начнем с понимания того, кто или что в каких диапазонах звучит. Из школьной программы многие из нас помнят, что средний человек слышит звуковой диапазон от 20 Гц до 20000 Гц. и все что мы слишим от мышки до бульдозера звучит именно внутри этого диапазона. рассмотрим табличку:
по горизонтали диапазон частот в Гц, по вертикали различные объекты звучания:
полная черта — основной диапазон, пунктирная — диапазон гармоник и обертонов (считай «там тоже есть, но можно не рассматривать»)
1 Большой барабан
2 Малый барабан
3 Тарелки
4 куранты (колокола)
5 Басс гитара
6 Электрогитара
7 Женский вокал
8 Мужской вокал
9 Саксафон
10 Орган
11 Фоно
12 Контроьас
13 Скрипка
14 Виолончель
15 Кларнет
16 Флейта
17 Труба
Теперь, когда мы познакомились в каких диапазонах искать какие инструменты или голоса, мы можем приступать настройке эквалазера.
Как настроить эквалайзер
Внимательно послушайте и определите какие именно звуки вам мешают насладится музыкой. Как только определен источник пытаемся понять частоту на которой идут разражающие нас помехи и нежно, их убираем.
Инструмент |
Что вырезать |
Зачем вырезать |
Что усилить |
Зачем усилить |
Голос человека
|
7 кГц |
Свист и шипение |
8 кГц |
Объём |
2 кГц |
Резкость, пронзительность |
3 кГц и выше |
Чёткость, ясность |
|
1 кГц |
Нос |
200-400 Гц |
Глубина |
|
80 Гц и ниже |
Согласные Б и П |
— |
— |
|
Фортепиано |
1-2 кГц |
Металлический призвук |
5 кГц |
Больше презенса |
300 Гц |
Гулкость |
100 Гц |
Низ |
|
Электрогитара
|
1-2 кГц |
Пронзительность |
3 кГц |
Чёткость, ясность |
80 Гц и ниже |
Мутность |
125 Гц |
Низ |
|
Акустическая гитара
|
2-3 кГц |
Металлический призвук |
5 кГц и выше |
Искристость |
200 Гц |
Гулкость |
125 кГц |
Объём |
|
Электро бас-гитара |
1 кГц |
Тонкость |
600 Гц |
Рычание |
125 Гц |
Гулкость |
80 Гц и ниже |
Низ |
|
Акустический бас
|
600 Гц |
Пустота |
2-5 кГц |
Яркая атака |
200 Гц |
Гулкость |
125 Гц и ниже |
Низ |
|
Малый барабан
|
1 кГц |
Раздражает слух |
2 кГц |
Чёткость |
150-200 Гц |
Объём |
|||
80 Гц |
Глубина |
|||
Бас-барабан |
400 Гц |
Мутность |
2-5 кГц |
Яркая атака |
80 Гц и ниже |
Гулкость |
60-125 Hz |
Низ |
|
Томы |
300 Гц |
Гулкость |
2-5 кГц |
Яркая атака |
80-200 Hz |
Низ |
|||
Железо |
1 кГц |
Раздражает слух |
7-8 кГц |
Шипение |
8-12 кГц |
Блеск |
|||
15 кГц |
Воздух |
|||
Духовые |
1 кГц |
Нос |
8-12 кГц |
Объём |
120 Гц и ниже |
Мутность |
2 кГц |
Чёткость, ясность |
|
Струнные |
3 кГц |
Резкость, пронзительность |
2 кГц |
Чёткость, ясность |
120 Гц и ниже |
Мутность |
400-600 Гц |
Сочность и глубина |
Неплохо, здесь подробнее об эквализации вокала http://noiws.ru/eq_vocals.html