Как деградируют оптические диски

Компакт-диски когда-то рекламировались как неубиваемые «тарелочки», но правда всё-таки гораздо сложнее

Часто это выглядит, как пятно от кофе – заметное изменение цвета, от которого невозможно избавиться. Иногда это выглядит как булавочные уколы на поверхности. Иногда весь диск меняет цвет. В любом случае, сталкиваясь с т.н. «гниением», или деградацией дисков, вы теряете отличный альбом или интересный фильм. Это дело серьёзное – окажетесь ли вы цифровым архивариусом или просто человеком, желающим посмотреть кино странного формата типа Laserdisc.

Наверно, если прорезать диск ножом, от этого не будет ничего хорошего, и вы можете уничтожить его, затушив об него сигару. Но на него можно налить варенья, и ему ничего от этого не будет.

— Представитель EMI комментирует исследование стабильности CD, проведённое студией звукозаписи Nimbus в 1988 году.

Nimbus, первый производитель CD в Британии, заявила, что по результатам внутреннего исследования большинство дисков самоуничтожаются через 8-10 лет. Открытия компании шли вразрез с общепринятыми теориями того времени, согласно которым CD были неуничтожимыми; во всём обвинялась неправильная краска, ухудшавшая качество дисков. Сначала звукозаписывающие компании скептически относились к этому, но оказалось, что у беспокойства Nimbus имеются основания.

В 2010 году блогер на игровом сайте RF Generation, раздражённый несколькими идентичными случаями, когда при покупке им игр выяснялось, что диски «сгнили» ещё до того, как попали к нему, написал открытое письмо к сообществу коллекционеров игр, призывая их обратить внимание на эту проблему.

Блогер под псевдонимом slackur описал душераздирающую для любого коллекционера историю: прочитав о проблеме деградации дисков, он проверил свою коллекцию, большинство экземпляров которой находилось в прекрасном состоянии, и нашёл белые точки на множестве дисков – основной признак «гниения дисков», или деградации оптического носителя.

И хотя это всего лишь одна маленькая точка, она представляет собой неустранимое повреждение. Процесс полировки не вернёт потерянные данные. Игра навсегда повреждена, и с годами, скорее всего, всё будет только хуже.

Многие онлайн-источники утверждают, что эта проблема имеет ограниченные масштабы и касается только дисков, выпускавшихся в течение нескольких лет несколькими производителями (а также CD-R), и что она не распространена широко.

Но узнав о ней, я проверил мои несколько сотен дисков, Sega CD, Turbo CD, Saturn и Dreamcast, и нашёл десятки дисков с такой проблемой. Несколько дорогих игр в моей коллекции были в состоянии новых – но когда я посмотрел их на просвет, я обнаружил одну или несколько небольших белых точек, говорящих о наличии повреждений. Некоторые из них я попробовал проиграть после того, как несколько лет не прикасался к ним, и обнаружил, что они зависают или отказываются запускаться. У меня было несколько игр в заводской упаковке, открыв которые, я обнаружил ту же проблему.

Это был невероятный кошмар для такого коллекционера, как я.

Мишель Юкет, специалист по сохранению носителей из Библиотеки Конгресса, часто сталкивается с такими случаями по работе. Она говорит, что такое тихое уничтожение, проявляющееся в разных видах – “бронзование” дисков, мелкие точки, появляющиеся на дисках, или деградация краёв, стало очень серьёзной проблемой для национальной библиотеки, когда она начала собирать музыку в формате CD. Слабости этого формата очень быстро стали очевидными.

image
Мишель Юкет

Следует помнить, что хотя оптические диски выглядят одинаково, у них есть небольшие различия в производстве, которые могут влиять на конечный результат. В старых дисках могли использовать не такие химические вещества, как в новых, и со временем технологии производства усложняются.

«Многие причины ранних отказов этих дисков исчезли бы по мере совершенствования технологий. Но с появлением всё более сложных форматов дисков появляются и новые причины отказа», – поясняет Юкет. Кстати, она называет терминологию «гниения дисков» неточной, поскольку отказы дисков случаются из-за того, что защитный слой не справился со своей задачей.

Пытаетесь ли вы защитить культурное наследие своей страны или собственную коллекцию, приходится признать, что деградация дисков – огромная и мучительная проблема.

Крупнейший в Британии производитель CD Philips and Dupont Optical (PDO) 15 лет содержал службу поддержки пользователей, созданную исключительно для замены «обронзовевших» дисков клиентов. С 1988 по 1993 года PDO выпустила множество дисков, использовавших некачественный лак, нестойкий к сере. Это стало проблемой, поскольку следы серы встречались в буклетах и вкладках дисков – то есть, то, что должно было защищать диски, повреждало их.

image

В результате слой алюминия подвергался коррозии, из-за чего диск менял цвет на бронзовый – и качество аудиозаписей страдало. В PDO поддерживали горячую линию, позволявшую покупателям заменять повреждённые диски с 1991 по 2006 года.

Пять фактов от библиотеки Конгресса о деградации CD

1. Диски со значительными повреждениями можно частично прочесть. «Если на диске есть невосстановимая ошибка, то в зависимости от того, где она находится, довольно много данных ещё можно восстановить, – объясняла она в интервью. – Много дисков с ошибками можно проигрывать, и в зависимости от контента – аудио, видео, данные – даже невосстановимая ошибка может оказаться не такой серьёзной.
2. Царапина на верхней части CD вызывает больше проблем, чем царапина на нижней. Почему? Юкет говорит, что в стандарты оптических форматов входят схемы коррекции ошибок, способные справиться с царапинами на нижней поверхности дисков. „Но, поскольку отражающий слой покрыт только тонким акриловым слоем с этикеткой, царапины на верхней поверхности могут проникнуть через этот слой и повредить отражающий слой“.
3. В целом у DVD надёжность больше, чем у CD, поскольку отражающий слой диска запрессован внутри поликарбонатных дисков. Но эти диски больше подвержены разломам из-за химических реакций, происходящих между слоями и поликарбонатом – в результате диски со временем могут расслаиваться. Двухслойным дискам ещё хуже.
4. Записываемые диски живут меньше, в частности из-за органической краски, используемой для записи байтов на диски. Юкет говорит, что она подвержена деградации – особенно у записываемых DVD, уровень чувствительности к свету которых выше, как выше и вероятность отказа. Кроме того, по её словам, то, как записывается диск, определяет его время жизни – плохо записанный диск быстрее испортится.
5. Сохранению дисков помогает правильное хранение и обращение. Юкет говорит, что согласно их внутренним тестам (определявшим ожидаемое время жизни дисков на основе скорости появления ошибок), диски будут жить дольше, многие десятилетия, если с ними правильно обращаться и хранить их в правильных условиях. Диски, хранящиеся при повышенной температуре и/или влажности, будут храниться меньше.

image
Деградация лазерного диска

Владельцы лазерных дисков могут рассказать вам об ужасах „лазерного гниения“

Если владельцы CD и DVD захотят узнать своё будущее, им нужно просто спросить об этом у владельцев лазерных дисков, слишком хорошо знакомых с безвременной кончиной их платного контента в 80-х годах. Последние как раз и используют термин „лазерное гниение“, подчёркивая то, что в деле оптических дисков они были первыми.

В случае с лазерными дисками глюки проявляются при их проигрывании. Сначала это просто небольшие помехи в изображении. Сами диски приобретают мутный вид (как в ролике выше), и результаты деградации оказываются весьма разочаровывающими, учитывая репутацию платформы как высококачественного носителя видео и аудио.

В сообществе любителей лазерных дисков эта проблема так широко распространена, что на сайте Laserdisc Database (LDDB), где собираются коллекционеры, есть отдельная страница, посвящённая самым распространённым фильмам, диски с которыми страдают от такой деградации – по сути, предупреждение о том, что эти диски покупать не стоит.

Точно так же, как фабрика PDO поставляла британским пользователям диски, превращавшиеся в бронзовые, фабрики в США часто обвиняют в производстве некачественных лазерных дисков – особенно фабрику Sony DADC в Индиане.

Если копнуть, можно найти множество теорий заговора, объясняющих, почему именно на этой фабрике производили особенно ненадёжные диски.

»С течением времени большинство фабрик сталкиваются с деградацией дисков, но большинство из них смогли справиться с этим, – писал Джон Зайбер, «гуру лазерных дисков», на своём веб-сайте в 2005-м. – А DADC не смогла”.

Проблема, с которой сталкиваются лазерные диски, состоит в том, что люди стремятся сохранить своё имущество. В прошлом году автор Engadget Шон Купер описывал, как он чуть не выбросил игровой автомат Dragon’s Lair из-за того, что не смог найти рабочую копию оригинального диска. Это естественно, ведь их производили больше 30 лет назад. В результате Куперу пришлось заменить оригинальный диск на Raspberry Pi. Не так аутентично, но хотя бы работает.

Есть что-то в том, чтобы наслаждаться развлечениями в том формате, в котором они были задуманы, но с точки зрения мейнстрима, компании и большинство пользователей готовы переходить на новые технологии. А что же с вещами устаревших форматов? Часто компании не проявляют должного внимания к форматам, которые они когда-то продавали, после того, как общество теряет интерес к ним.

Хотя Юкет считает, что для наилучшего долговременного хранения данных подойдут записываемые диски “архивного качества”, его коллега Питер Алия, специалист по конвертации цифровых данных, считает, что переход на облачные вычисления оттолкнул компании от долговременной поддержки своих форматов данных.

«На клиентском уровне происходит отказ от физических носителей, поэтому думаю, что большинство компаний не озадачивается этим вопросом, – пояснил он мне в интервью. – Потребителям интереснее долговременный доступ к персональным данным, заархивированным в удалённом хранилище, и быстрый доступ к развлечениям (музыке, видео, играм). Было бы неплохо, если бы в приоритете у производителей была долговременная поддержка их продуктов, но ожидать этого, наверное, не стоит».

Вещи стареют, теряют свой лоск. В эпоху облаков потребители уже довольно близко подошли к тому, чтобы этот вопрос стал проблемой кого-то другого. Но архивариусы не могут позволить себе такую роскошь.

Вячеслав Голованов @SLY_G
Источник: geektimes.ru

Лучший способ выразить благодарность автору - поделиться с друзьями!

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *